Какая поисковая машина лучше

Споры о том, какая поисковая машина лучше, иногда напоминают религиозные войны. Придется и нам уделить этому вопросу несколько строк.

Чем поисковые машины отличаются друг от друга

Поисковые машины отличаются друг от друга набором своих возможностей, функциональностью, удобством. Большинство из них — Google, Yahoo, MSN,

Яндекс и Рамблер — уже перешагнули границу между простым поисковиком и порталом, они занялись созданием большого количества самых разнообразных сервисов, призванных удовлетворить все потребности любого пользователя и удержать его на портале.

Здесь заложен некий идеологический конфликт между моделью поисковика (когда нужно добиться, чтобы пользователь как можно быстрее ушел с сайта, сразу найдя нужное) и моделью портала, когда хочется удержать пользователя как можно дольше, но, похоже, выбор в пользу «портальности» в мировом масштабе уже сделан.

Даже Google, долгое время сохранявший узкофокусированную модель бизнеса лучшего поисковика в мире и щеголявший строгим дизайном (одна поисковая строка на странице), начал двигаться в сторону «портальности», выпуская множество сервисов в год.

Сейчас практически все поисковики кроме поиска показывают каталог сайтов, погоду, курсы валют, карты, ТВ-программы, киноафишу и пр. В этом смысле сравнивать поисковики между собой совершенно бессмысленно — каждый пользователь выбирает наиболее удобный набор сервисов, и здесь нет товарищей на вкус и цвет.

Что касается собственно поисковых машин в составе этих порталов, то они также могут значительно отличаться количеством документов в базе, возможностями поиска в дополнительных базах — картинках, блогах, новостях, энциклопедиях, частотой обновления данных и т.д.

Например, глобальные поисковики ищут по всей мировой сети, а отечественные поисковики — только по Рунету. Зато отечественные поисковики находят больше документов на русском языке (они лучше знают структуру Рунета) и правильнее справляются с: русским языком.

Что лучше? Это в значительной степени зависит от задач пользователя. Тут тоже так много параметров и различных возможностей, что выбор поисковика по душе очень зависит от разных социальных факторов: известности бренда, объема рекламы, удобства и т.п. Другими словами, от того, сколько сил и средств владельцы поисковика вложили в маркетинг, удобство и дизайн.

Но, казалось бы, поисковики как минимум должны отличаться друг от друга своим главным свойством — релевантностью.

У кого релевантность выше

К сожалению, и здесь мы должны сказать, что вопрос этот не имеет большого смысла, и вот почему.

Как говорилось выше, запросы бывают многих типов, а все поисковые машины имеют свои особенности в обработке разных типов запросов.

Например, Google по-прежнему лучше всех ищет место, т.е. обрабатывает навигационные запросы. Если вы захотите найти сайт какой-то компании, то Google в большинстве случаев выведет его на первое место. А Яндекс, наоборот, лучше обрабатывает информационные запросы, когда пользователю все равно, где находится информация. Яндекс с большей гарантией выведет на первую страницу нужный адрес или телефон, цитату и другие порции информации, которые нужны пользователю, независимо от их местонахождения.

Пользователи имеют свои индивидуальные пристрастия к определенным типам запросов. Как же тогда объективно оценить качество?

Если, например, пользователь склонен вводить навигационные запросы, т.е. искать сайты компаний, он будет уверен, что Google — лучший. Потому что Google вполне объективно помогает ему лучше остальных поисковиков. А если пользователь чаще ищет цитаты, да еще редкие, он предпочтет Яндекс. И оба будут спорить до хрипоты, потому что чувствуют, что их любимая поисковая машина — лучше.

Существуют, конечно, формальные тесты релевантности поисковых машин, но и они никого не убеждают. Если Google постоянно находит то, что вам нужно, а Яндекс — нет, и все ваши знакомые с вами согласны, то при чем тут тесты?

Казалось бы, тогда наиболее объективным внешним показателем должна быть посещаемость поисковика — ведь если поисковик более популярен, то он лучше? Но тут вступают в действие те самые социальные факторы: бренд, маркетинг, удобство, привычка, и окончательно запутывают картину. Почему популярен тот или иной поисковик — из-за чистого качества или также из-за хорошего маркетинга?

На самом деле это вообще не имеет значения для вас, как владельца сайта.

Главный критерий

Давайте вспомним, о чем эта книга. Она о том, как с помощью поисковых машин привлечь на сайт целевую аудиторию и развить свой бизнес. Это значит, что для вас, как владельца сайта, главный критерий того, хороша или плоха поисковая машина, состоит не в том, насколько «круче» технически тот или иной поисковик, а в том, насколько хорошо виден в ней ваш сайт и сколько целевых посетителей она приводит на него.

Если самый «крутой» и популярный поисковик почему-то не приводит к вам целевых посетителей, а второй или третий по популярности — приводит, то в настоящий момент лучше для вас именно он, аутсайдер.

Таким образом, если отбросить эмоциональные рассуждения пользователей и подойти к вопросу качества поисковика утилитарно, то хорош будет тот поисковик, который полезен вам, как владельцу сайта.

Все следующие главы этой книги и посвящены тому, как извлечь пользу из поисковиков.

Выводы

Из этой главы мы узнали, как работают поисковые машины. Поисковый индекс, в сущности, довольно простая вещь, аналогичная предметному указателю в книге.

Чтобы ваш сайт попал в поисковый индекс и стал доступен для поиска, необходимо, чтобы все страницы сайта стали известны поисковому роботу и чтобы последний мог легко выкачать сайт для индексирования.

В следующей главе мы подробно рассмотрим, как сделать сайт доступным для поисковых систем.

Posted in Продвижение сайта в поисковых системах.