Полное и неполное дублирование

Продвижение в поисковых системах проекта, рассчитанного на продажи, имеет принципиальное отличие от работы с обычными торговыми точками. Обычный магазин имеет четко выраженную географию покупателей, например, можно утверждать, что большая часть покупателей хлебного магазина живет где-то поблизости. Компании невыгодно размещать два-три одинаковых магазина рядом друг с другом, поскольку суммарная выручка останется прежней, а расходы возрастут в два-три раза.

В Интернете картина иная. Спрос на товары и услуги привязан к поисковым запросам, а количество альтернатив, из которых будут выбирать покупатели, определяется количеством сайтов в зоне видимости результатов поиска, а это первые 10-30 ссылок. Если все тридцать первых ссылок в ответ на коммерчески значимый поисковый запрос ведут на сайты магазинов, принадлежащих одной и той же компании, то можно утверждать, что эта компания монополизировала рынок предложения по данному запросу. Поэтому выгодно продвигать два, три и больше сайтов по одинаковым запросам. Компания, которой это удается, получает максимальное количество покупателей из Интернета, а конкуренты, вытесненные из зоны видимости, довольствуются долями процента от реального спроса.

Простейшим способом создать два сайта из одного является дублирование — размещение одного сайта на двух доменах. Если сайты ничем не отличаются друг от друга, они называются зеркалами, или полными дублями. Поисковые системы не индексируют полные дубли, стараясь автоматически определить главное зеркало, т.е. тот сайт, который будет проиндексирован.

Поэтому для обеспечения индексирования с целью вывода двух сайтов в результаты поиска вебмастера специально вносят отличия в продублированные сайты, создавая так называемые неполные дубли.

Отличия между неполными дублями могут быть «косметическими»: измененные заголовки, титульные фразы, небольшое изменение текстов, добавление дополнительных страниц и т.п.

Поисковые системы стараются не показывать ссылки на неполные дубли в результатах поиска по одному запросу, «склеивая» такие сайты. После «склейки» все страницы неполных дублей в индексе поисковой системы считаются принадлежащими одному домену. А как мы уже знаем, в результатах поиска по запросу возможна лишь одна ссылка на домен.

Чтобы избежать «склейки», компании создают и продвигают отличные друг от друга сайты, например, разные интернет-магазины, торгующие одними и теми же товарами, разные домены, разные дизайны, разные тексты, иллюстрации… но товары или коммерческие предложения одни и те же. Цель такой стратегии — вытеснение конкурентов из зоны видимости поисковых систем по профильным запросам и максимизация продаж посетителям, пришедшим из поисковых систем. Для подобной компании не имеет значения, в каком из ее интернет-магазинов будет приобретен товар.

Отношение поисковых систем к стратегии продвижения с помощью неполного дублирования, когда создаются даже не дубли, а совершенно разные сайты для совместного продвижения по одним запросам, еще не сформировалось окончательно. С одной стороны, в результате этой деятельности пользователи получают релевантные результаты поиска. С другой — поисковая выдача становится очень однообразной и похожей на набор рекламных объявлений.

В чем-то технология продвижения с помощью дублей похожа на описанную выше технологию входных страниц. Только роль дорвеев стали играть полноценные, профессионально созданные сайты, количество которых увеличивается с каждым днем.

Ссылочный спам

В главе, посвященной работе со ссылками, мы перечислили основные способы получения естественных ссылок на сайт: уникальный контент, партнерские программы, работа в сообществах и создание информационных поводов.

Но в настоящее время для получения необходимого внешнего цитирования широко применяются такие способы, как регистрация в большом количестве каталогов, обмен ссылками, покупка ссылок и создание сетей сайтов для поддержки ссылок. Очевидно, что все эти действия выполняются для повышения позиций сайтов в поисковой выдаче, но однозначно отнесено к спам-технологиям только участие в программах автоматического обмена ссылками, когда вебмастер даже не знает, какие ссылки будут показаны на его сайте.

Остальные способы — спорные, и окончательное решение по ним поисковые системы еще не приняли.

Массовое размещение внешних ссылок приводит к «замусориванию» Интернета — на сайтах появляются ссылки, которые явно не нужны посетителям. Парадоксальны попытки вебмастеров как-то оправдать наличие этих ссылок. Платные ссылки размещаются обычно под грифом «Реклама». Но если настоящую рекламу стараются разместить поближе к пользователю, в наиболее заметных местах веб-страниц, то платные и обменные ссылки ставят, наоборот, в самых дальних закоулках, внизу, не на первом экране, внизу страницы, на «глубоких» страницах, оформляют неконтрастным цветом (светло-серым по белому), некрупным шрифтом и т.п.

Делается все, чтобы пользователи на эту «рекламу» обращали как можно меньше внимания, потому что единственная цель таких ссылок — быть проиндексированными поисковыми роботами и привести к росту позиций сайтов, на которые они ведут.

Виновника размещения на сайте скрытого текста, дорвеев и других видов текстового спама найти легко — это вебмастер, имеющий доступ к редактированию сайта. Он пытается манипулировать результатами поиска, за что сайт исключают из индекса. А в случае ссылочного спама, напротив, очень непросто решить вопрос, кого именно наказывать за его использование.

Когда вебмастер размещает у себя ссылку на другой сайт, манипулировать результатами поиска пытается не он, а тот, кто попросил ее разместить (обменялся, заплатил), но однозначно установить того, кто это сделал, — невозможно. Если бы за размещение внешних ссылок банили сайты, куда ведут ссылки, этим мгновенно воспользовались бы конкуренты, оплачивая подобные размещения, для того, чтобы устранить из поисковой выдачи конкурирующие сайты.

Отсутствие четких критериев определения ссылочного спама привело к широкому распространению торговли ссылками и активному «замусориванию» сайтов. Но поисковые системы еще не создали технологию, которая позволила бы безошибочно отделять естественные ссылки от спамерских, что уничтожило бы сам смысл идеи расстановки ссылок с целью продвижения сайтов в поисковых системах.

Выводы

Высокие позиции в результатах поиска в ответ на соответствующие тематике сайта запросы стали инструментом для получения прибыли.

  • Владельцы сайтов, ссылки на которые находятся в зоне видимости поисковых систем, получают прибыль от продаж товаров и услуг посетителям, пришедшим из поисковиков, либо от продажи рекламы на своих сайтах.
  • Сотни компаний и частных специалистов получают прибыль, оказываяуслуги по «выводу» сайтов в зону видимости поисковых систем.
  • Многие компании и частные лица получают прибыль, профессиональнообслуживая рынок продвижения. SEO-копирайтеры пишут тексты, рассчитанные на хорошее ранжирование в поисковых системах; ли нк-менеджеры занимаются обменом и платным размещением ссылок; сайтостро-ители создают сети сайтов для продажи ссылок и/или сдачи в аренду»раскрученных» доменов; дорвейщики специализируются на перехватепосетителей из результатов поиска и перенаправлении их на сайты рекламодателей. Все это профессии, сущностью которых является исключительно воздействие на поисковые алгоритмы.

Единственными регуляторами этих финансовых потоков являются разработчики поисковых алгоритмов и модераторы поисковых систем, идеология которых хорошо описана в Лицензии Яндекса: «Упорядочивание результатов… происходит … в соответствии с установленными критериями релевантности, которые могут меняться для повышения качества но нашему усмотрению».

К сожалению, не существует не только формальных, но даже качественных, оценочных открытых критериев, что же считать качеством поиска. Это позволяет вебмастерам толковать вопрос о качестве тоже «по своему усмотрению» и руководствоваться в своей работе известным принципом — что не запрещено, то разрешено. Результатом являются постоянно возникающие технологии продвижения, приводящие к негативным последствиям для поисковых систем.

Почти все разобранные здесь идеи и приемы спамдексинга в свое время считались в сообществе вебмастеров передовыми технологиями именно «честного» продвижения сайтов в поисковых системах. Их применяли известные компании, открыто рекламируя «бриджи», «дорвеи», прописку в мета-тегах популярных ключевых слов, нечеткое дублирование контента и т.п.

Время смещает акценты, и поворотной точкой технологии, после чего она начинает считаться спамом, является решение поисковых систем банить сайты за использование того или иного метода.

Сегодня наиболее спорной областью продвижения является работа со ссылками. В идеальном варианте ссылки на сайт должны появляться в Интернете как бы сами по себе, естественным путем, когда ссылки расставляют вебмастера, желающие указать на интересный контент. В реальности же большинство вебмастеров активно размещают ссылки, чтобы повысить позиции в поисковой выдаче, используя любые доступные и ненаказуемые способы.

Помимо поисковой оптимизации и спамдексинга есть еще один, наиболее верный способ обеспечить наличие ссылки на первой странице результатов поиска по нужным запросам. Он полностью легален и активно предлагается самими поисковыми системами — это поисковая реклама. Речь о ней пойдет в следующей главе.

Posted in Продвижение сайта в поисковых системах.