Анализ предлагаемой на сайте информации (контент-анализ)

  • Множество страниц и множество запросов
  • Поиск наиболее релевантных страниц
  • Если контент-анализ не дал результатов
  • Выводы

В этой главе вы научитесь выбирать «цели» — находить страницы, которые можно вывести в зону видимости поисковых систем с минимальными усилиями.

Множество страниц и множество запросов

Напомним, что семантическим ядром сайта называют список поисковых запросов, по которым вебмастер хочет продвигать свой сайт в результатах поиска. Будем считать, что семантическое ядро у нас уже есть.

Итак, пусть на начальной стадии продвижения мы имеем два множества, с которыми нужно работать:

  • семантическое ядро — множество поисковых запросов;
  • множество веб-страниц, из которых состоит продвигаемый сайт.

Эти два множества как бы пересекаются в поисковых системах, и картина пересечения может быть различной.

  • Нулевая видимость. Ни в одном из проверяемых поисковиков, в ответ нина один из запросов семантического ядра в зоне видимости не находится ни одна ссылка на продвигаемый сайт. Эта ситуация характерна дляновых сайтов, т.е. большинство пользователей попросту не смогут найтисайт по рассматриваемым запросам.
  • Полная видимость. В ответ на все запросы семантического ядра во всех поисковых системах продвигаемый сайт находится в первой десятке результатовпоиска. Это идеальная ситуация, к которой стремится каждый вебмастер.
  • Средняя видимость. По каким-то запросам сайт находится, а по каким-то еще нет. В разных поисковых системах комбинации «запрос-позиция»различны. Это наиболее распространенная, реальная ситуация.

Для понимания текущего состояния дел вам необходимо научиться анализировать картину пересечения множества запросов семантического ядра и множества страниц сайта в поисковых системах.

Поиск наиболее релевантных страниц

Поисковые системы по умолчанию сортируют ссылки в результатах поиска но убыванию релевантности. Как уже говорилось, релевантность — это рассчитываемая поисковой системой мера соответствия найденного документа поисковому запросу. Поэтому можно считать, что первая ссылка — это ссылка на страницу, наиболее соответствующую смыслу поискового запроса, вторая ссылка — на чуть менее соответствующую страницу, и т.д.

На одном сайте может находиться несколько релевантных запросу страниц. Это типичная ситуация, поэтому поисковая система старается не перегружать результаты поиска ссылками на один и тот же сайт.

Для каждого сайта поисковик показывает в результатах поиска ссылку только на одну, наиболее релевантную запросу страницу.

Наиболее релевантная страница сайта

Найти для любого запроса наиболее релевантную страницу вашего сайта очень просто. Для этого нужно выполнить поиск по данному запросу с условием, что поисковик должен показать только страницы вашего сайта

Такая возможность есть обычно в языке запросов, а также предоставляется в интерфейсе расширенного поиска. Расширенный поиск и язык запросов имеется в большинстве популярных поисковиков, в том числе в Яндексе, Рамблере и Google.

Например, в Яндексе ограничить поиск только страницами вашего сайта можно с помощью оператора языка запросов url = www.mysite.ru либо задать ограничение поиска страницами вашего сайта на странице расширенного поиска Яндекса. Для вашего удобства в конце главы мы даем ссылки на страницы расширенного поиска и описания языка запросов в Яндексе, Рамблере и Google.

В результатах поиска при таком ограниченном запросе будет выдан список ссылок на те страницы вашего сайта, которые поисковая система считает релевантными запросу. Алгоритм ранжирования этого списка — тот же, что и в «большом» поиске.

Естественно, наиболее релевантная страница (далее — НРС) в результатах поиска по сайту — это первая, самая верхняя страница в списке результатов.

Заметим, что именно эта страница будет находиться и отображаться поисковиком в результатах «большого» поиска по данному запросу, если поиск не ограничен вашим сайтом.

Процесс подбора страницы для отображения в результатах поиска описан ниже. Для любого запроса и любого сайта поисковая система выполняет следующее:

  • сначала выбирает все релевантные запросу страницы сайта и определяетлучшую из них, наиболее релевантную;
  • затем выбранная поисковиком НРС с вашего сайта начинает конкурировать с отобранными тем же способом НРС, находящимися на других сайтах.В результате такой конкуренции и формируется общая поисковая выдача.

Чтобы понять, как поступит поисковик со страницами вашего сайта на первом этапе, следует провести контент-анализ сайта по семантическому ядру.

Контент-анализ

Анализ содержимого сайта с целью нахождения его наиболее релевантных страниц называется контент-анализом. Выполняется он следующим образом.

  • Для каждого запроса семантического ядра в Яндексе осуществляется поиск по анализируемому сайту. Адрес каждой найденной наиболее релевантной страницы заносится в таблицу.
  • Та же процедура выполняется в Рамблере и Google.

Подобная методика поиска НРС избавляет вебмастера от необходимости просмотра десятков страниц общей выдачи поисковика. Ведь НРС, стоящая первой в результатах поиска по сайту, не обязательно окажется в первой десятке или даже сотне результатов «большого» поиска. С помощью поиска по сайту НРС находится всего за один запрос в поисковую систему.

После того как будут найдены наиболее релевантные страницы по всему семантическому ядру, можно заполнить таблицу результатов контент-анализа (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Результаты контент-анализа
URL Яндекс Рамблер Google Частота Титул
НРС1

Запрос 1

 

Запрос 1

10 000

Титул НРС 1

 

Запрос 2

 

 

1400

 

 

Запрос 7

Запрос 7

 

450

 

НРС 2

 

Запрос 4

Запрос 4

850

Титул НРС 2

 

 

Запрос 5

Запрос 5

700

 

 

Запрос 6

 

 

550

 

НРСЗ

 

 

Запрос 7

450

Титул НРС 3

 

Запрос 8

Запрос 8

Запрос 8

300

 

Здесь запросы сгруппированы вокруг адресов найденных НРС. В приведенном выше примере хорошо видно, что НРС 1 соответствует запросу 1 семантического ядра в Яндексе и Google, запросу 2 в Яндексе, а также запросу 7 в Яндексе и Рамблере, НРС 3 во всех трех поисковых системах соответствует запросу 8 и т.д.

Для большей информативности каждому запросу сопоставлена его частота. Для каждого адреса НРС приводится титульная фраза, чтобы можно было быстро оценить, как выглядит ссылка на эту страницу в результатах поиска.

Таблица контент-анализа также сравнивается с полной таблицей видимости, и тогда она может выглядеть, например, так, как показано в табл. 10.2.

Таблица 10.2. Результаты контент-анализа после сравнения с полной таблицей видимости
URL Яндекс Рамблер Google Частота Титул
НРС1

Запрос 1

 

Запрос 1

10 000

Титул НРС 1

 

Запрос 2

 

 

1400

 

 

Запрос 7

Запрос 7

 

450

 

НРС 2

 

Запрос 4

Запрос 4

850

Титул НРС 2

 

 

Запрос 5

Запрос 5

700

 

 

Запрос 6

 

 

550

 

НРСЗ

 

 

Запрос 7

450

Титул НРС 3

 

Запрос 8

Запрос 8

Запрос 8

300

 

Здесь светло-серым фоном выделены запросы, в ответ на которые ссылка в соответствующей поисковой системе уже находится в диапазоне Тор10. Темно-серым фоном выделены запросы, в ответ на которые ссылка в соответствующей поисковой системе найдена в диапазоне Top 11-50.
Составленная описанным образом таблица контент-анализа дает исчерпывающую информацию о том, какие страницы, по каким запросам и в каких поисковиках легче всего продвигать. Так, в нашем примере, анализируя табл. 10.2, можно сделать следующие выводы.

  1. Страницу НРС 1 лучше не трогать. Она уже находится в Тор10 Яндексаи Google по высокочастотному целевому запросу. Любые изменения текста на странице или ее HTML-тегов могут повлиять на позиции сайта.Поэтому, когда хорошие позиции уже достигнуты, вебмастеру следуетбыть очень осторожным.
  2. Страница НРС 2 довольно легко может быть продвинута в Тор10 Google позапросу 4. Здесь необходимо применить приемы продвижения, которыедают хороший эффект именно в Google.
  3. Страница НРС 3 является наиболее удачной для продвижения во всех поисковиках по запросу 8.

В составленной таблице хорошо видно, какие страницы и по каким запросам находятся уже почти "в десятке". Возможно, для того, чтобы они попали в зону гарантированных показов (диапазон Тор10), будет достаточно минимальной правки. Это наиболее перспективные "цели" для текстовой коррекции, о которой мы будем говорить в следующей главе.

Смысл контент-анализа в том, чтобы избежать ненужных усилий по продвижению страниц, которые поисковые системы не считают наиболее релевантными по запросам семантического ядра. Это позволит сосредоточиться на работе над страницами, которые сами поисковики выбрали в качестве "лидеров" по необходимым вебмастеру запросам.

Если контент-анализ не дал результатов

Довольно часто встречается ситуация, когда поиск по сайту не дает вообще никаких результатов, т.е. Яндекс, Рамблер и Google не могут найти на сайте ни одной страницы, соответствующей запросу семантического ядра. Это происходит в следующих случаях.

  • Неправильно составлено семантическое ядро. Веб-мастер думает, чтоего сайт соответствует выбранным запросам, а на самом деле на сайте нетинформации, которая помогла бы ответить на них. В данном случае необходимо либо пересмотреть семантическое ядро, исключив запросы, по которым не найдено ни одной релевантной страницы, либо добавить на сайт соответствующее содержимое — тексты, рисунки.
  • Отличия в лексике. Лексика сайта и лексика пользовательского спроса отличаются друг от друга. Один из наиболее известных примеров — запросы, касающиеся аренды автомобилей. Пользователи часто используют в поисковых запросах слово «прокат», тогда как на сайтах компаний, предоставляющих автомобили в аренду, почему-то употребляется только слово «аренда». В итоге в ответ на все запросы типа «прокат того-то» на сайте не находятся релевантные страницы, тогда как «аренде» того же самого могут быть посвящены целые разделы. В таких случаях нужно корректировать тексты сайта, добавляя «пользовательские» синонимы.

Выводы

От правильного выбора страниц, к которым стоит прилагать усилия по оптимизации, прямо зависит количество времени и денег, которое вы потратите на поисковое продвижение. Определение наиболее релевантной страницы для каждого запроса дает возможность не конкурировать в результатах поиска со своими собственными страницами. Корректируя тексты страницы, которую поисковая система выбрала в качестве наиболее релевантной, вы идете самым коротким и самым эффективным путем.

В следующих главах мы разберемся с тем, как можно, используя данные контент-анализа, корректировать текстовое содержимое сайта для его продвижения в поисковых системах. И прежде всего мы рассмотрим вопрос, какие факторы и почему поисковые системы считают важными для ранжирования результатов поиска.

Posted in Продвижение сайта в поисковых системах.