Продвижение в регионах

В апреле 2009-го года «Яндекс» применил раздельное региональное ранжирование и этот день стал днем новой эпохи российского поискового маркетинга. Ранжирование Яндекс представил в составе алгоритма «Арзамас», из 3-х регионов в России (Москву, Санкт-Петербург и Россию целиком) и отдельные выдачи для почти десятка государств СНГ. Позднее презентовался «Арзамас 1.2» – ранжирование уже включило Екатеринбург, а затем – «Арзамас+16», который стал делить выдачу еще на 16 регионов. Все этобыло предвестником появления более 20 разных выдач и — что естественно — совершенно разных ТОП10 по одному и тому же ключевому геозависимому слову (про «геозависимость» мы пишем ниже).

Далее, на момент написания статьи, алгоритм «Снежинск 1.1» (он же «Конаково») уже делит выдачу на 1250 регионов, хотя для простоты можно пользоваться списком основных (http://search.yaca.yandex.ru/geo.c2n).

Рассмотрим геозависимость запросов

Все запросы пользователей были автоматически разделены «Яндексом» на геозависимые и геонезависимые. Региональное ранжирование – то есть выдача результатов, которая зависит от местоположения задающего запрос пользователя – работает только для геозависимых запросов. Кстати, местоположение пользователя определяется по IP-адресу. Пример типичного геозависимого запроса – «парикмахерская»: пользователь, который вбивает в «Яндекс» такой запрос, наверняка хочет получить адреса и сайты парикмахерских, относящиеся именно к его региону. Если он в Москве – его интересуют московские парикмахерские, если в Воронеже – воронежские. Конечно, если «Яндекс» может автоматически дать пользователю более релевантный географически результат, это будет огромным плюсом для качества поиска.

Однако есть и геонезависимые запросы – например, «скачать фильм». Логично, что нет никакого смысла делать для разных регионов разные выдачи по этому и подобным запросам. Поэтому для геонезависимых запросов действует общая выдача, в которой все сайты конкурируют без учета в алгоритме ранжирования региональных коэффициентов. Стоит обратить внимание на интересную закономерность – запросы типа «слово + город» (например, «такси екатеринбург») обычно являются геонезависимыми. Однако лучше всего проводить проверку (в Системе SeoPult она происходит автоматически – на этапе добавления ключевых словосочетаний).

Каким образом «Яндекс» разделил миллионы запросов на геозависимые и геонезависимые – в подробностях не раскрывается. Важно, что существуют простые способы определить геозависимость/геонезависимость любого запроса (см. в решениях типовых задач ниже), и это обязательно нужно делать перед началом продвижения сайта.

Типовые задачи продвижения в регионах

ЗАДАЧА 1: Сайту необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в регионе «Москва». Яндексом автоматически присвоен регион «Москва».

Геозависимость запросов: среди основных ключевиков есть как геозависимые, так и геонезависимые.

Яндекс определяет принадлежность сайта к одному из регионов либо силами редакторов Яндекс.Каталога, если сайт в нем зарегистрирован, либо автоматическими методами – по IP сервера, на котором расположен сайт, URL, а также содержанию текста, похожего на контактную информацию. Поэтому наиболее простой способ помочь роботу автоматически определить географию ресурса – разместить на сайте полный (с индексом, телефонным кодом и именем города) и корректный адрес владельца. Регион вашего сайта можно проверить с помощью сервиса http://webmaster.yandex.ru/ – после подтверждения прав управления сайтом по инструкции, размещенной там же.

Есть и второй способ – можно поискать кусок текста главной страницы или просто адрес сайта в Яндексе, поставив галочку «в Москве». Если сайт будет найден, то один из регионов сайта – Москва. Разумеется, то же самое можно делать с другими регионами. Целевая аудитория сайта находится в Москве, поэтому конкурировать придется с московскими сайтами.

  1. Необходимо проверить с помощью сервиса webmaster.yandex.ru принадлежность сайта к нужному региону. Если поисковая система присвоила сайту регион, например, «Екатеринбург», то попасть в московский ТОП10 без изменения региона по геозависимым запросам практически невозможно (об изменении региона – см. пример No.2). Не обходится без позорных казусов, например, ключевые слова «сгущенка» и «сгущенное молоко» – геонезависимы, а «консервы» и «сгущеное молоко» – геозависимы. Согласитесь, «прикинуть в уме» геозависимость сложно, поэтому мы рекомендуем её обязательно проверять.
  2. Необходимо при закупке ссылок наращивать ссылочную массу с преобладанием доноров из соответствующего региона (в данном случае – московских).

ЗАДАЧА 2: Необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в регионе «Москва». Яндексом присвоен регион «Россия» (или любой другой неподходящий регион).

Геозависимость запросов: все геозависимые.

Не стоит пытаться пробиться в московскую выдачу по геозависимым запросам (к примеру, все три основных запроса для этого сайта геозависимы), если сайту присвоен регион, отличный от «Москва». Стоит начать и продолжать продвижение, чтобы не терять время. На результат можно будет рассчитывать после изменения региона. Существует три способа побороть автоматическую систему присвоения «прописки»:

  1. Подать запрос с помощью формы в разделе сервиса webmaster.yandex.ru «Регион сайта» (он находится в пункте меню «Дополнительная информация). Такая возможность доступна только для сайтов с ТИЦ более 10. Обратите внимание, что сайт будет проверять живой человек, модератор. Поэтому выполните требования поисковика и разместите на сайте страницу с контактной информацией (предпочтительно) или другими данными, подтверждающими региональную принадлежность. Если этого не сделать, модератор отклонит запрос на изменение региона, а вы потеряете время. Если сайт уже присутствует в Яндекс.Каталоге, то этот способ не работает — необходимо сразу писать письмо модераторам Яндекс.Каталога.
  2. Добавить сайт в Яндекс.Каталог (http://yaca.yandex.ru/add_payed.xml). Это платная операция (на бесплатное добавление может рассчитывать только уникальный и значимый сайт, а к ним с точки зрения Яндекса коммерческие ресурсы относятся очень редко). Стоимость добавления – 12 500 рублей + НДС (итого 14 750 рублей). При добавлении в Яндекс.Каталог можно подать заявку на присвоение сайту до 7 регионов. Но и в этом случае позаботьтесь о наличии подтверждающей региональность информации (например, телефоны и адреса офисов в этих регионах или прямое и подробное указание на возможность доставки туда товаров), иначе в присвоении регионов будет отказано. 
  3. Изменить контактную информацию на сайте (добавить город и телефон с кодом города) и ждать.
  4. Использовать в коде страниц микроформат hCard. Это позволяет «скормить» Яндексу контактную информацию в однозначном виде (то есть поисковику не придется «догадываться», что есть что – все жестко прописывается в коде). Подробную информацию по работе с hCard можно найти здесь: http://help.yandex.ru/webmaster/?id=1111573.

ЗАДАЧА 3: Необходимо попасть в ТОП10 Яндекса в максимальном количестве регионов по геозависимым запросам. Яндексом присвоен регион «Москва».

Геозависимость запросов: все запросы геозависимы.

  1. Основные запросы геозависимы, поэтому оптимальный первый шаг – получить регионы «Москва» и «Россия» в Яндекс.Каталоге. Однако текущая версия алгоритма Яндекса не жестко выбрасывает из региональных выдач сайты с другими регионами, а только учитывает региональность с серьезным весовым коэффициентом в формуле ранжирования. Поскольку данный интернет-магазин торгует достаточно редкими товарами, далеко не в каждом регионе у него будет достаточно конкурентов для жесткой борьбы за ТОП10.
    Очевидно, что если привести сайт в порядок и поставить достаточный ссылочный бюджет для конкуренции с московскими сайтами, то сайт с большой долей вероятности будет в ТОП10 во всех регионах. Конечно, такой подход работает для низко- и среднеконкурентных запросов. Но текущая политика Яндекса практически не позволяет одному сайту занять первые места по высококонкуретным словам геозависимым запросам в выдачах всех регионов и доминировать повсюду.
Posted in Владельцам сайтов.