Задачи малобюджетного проекта

Прежде чем приступить к работе, сядьте и напишите, чего вы ждете от сайта. Обсудим вымышленный пример. Это пример внештатной работы, но основы для любого случая Web-разработки одни и те же.

Задачи проекта для сайта Something Blue

Предположим, что некая художница, Мэри Хой (Магу Ноу), попросила вас сде­лать сайт, посвященный ее последней выставке. Заплатить она может совсем немного. Вам нравятся ее картины, и вы надеетесь, что этот гонорар покроет ваши расходы, поэтому соглашаетесь взяться за работу. Мэри никогда не зани­малась созданием сайтов и не имеет ни малейшего представления о том, каким должен быть его объем. Вы вполне обоснованно ожидаете, что из-за недоста­точного опыта ей в скором времени может прийти в голову изменить задачи и требования. Когда она увидит, как выглядят ее работы в Сети, ей захочется попробовать реализовать новые идеи или дополнить сайт новыми функциями. Чтобы сэкономить время и деньги, вы составляете список задач проекта:

Примечание:

Задачи сайта Something Blue. Something Blue будет представлять собой виртуальную выставку работ художницы Мэри Хой. На сайте будут находиться 15 из 40 картин с ее выставки под названием Something Blue, которая проходила в центре Good Girl Gallery (Студио Сити, Калифорния, июль 2003 года). Помимо 15 картин на сайте будут размещены два интервью с художницей, ее биография и контактная информа­ция. Назначение сайта — рассказать о работах Мэри и, возможно, продать одну-другую картину, хотя непосредственной продажи через сайт не будет.

Это хороший пример задач экономичного проекта, потому что эти задачи конкретные. Во-первых, вы определили жанр сайта: это выставка, а не ретрос­пектива или виртуальный магазин. Во-вторых, вы подсчитали объем проекта. Есть небольшая разница в цене между сканированием 15 и 40 картин. Возмож­но, только вы будете заниматься сканированием и редактированием изображе­ний. Но это занимает определенное время, поэтому если составить список 15 картин, то Мэри будет сложнее просить вас отсканировать еще несколько ра­бот. То же самое с интервью и контактной информацией: можно подсчитать примерное количество Web-страниц, которые понадобятся для реализации этих задач. Поскольку стоимость проекта вы подсчитываете вместе, то можете назначить отдельную цену за каждый дополнительный элемент.

Сократите число людей, принимающих решения. Как объяснялось в главе первой, один из секретов успешного создания малобюджетного Web-сайта состоит в том, что количество людей, принимающих решения в проекте, не должно быть большим. Чем больше людей вы привлечете копределениюзадач проекта, тем более пространными будут эти задачи. Правильное распределение ресурсов требует тщательно разработан­ного проекта. Если на начальном этапе работы решения принимает большая группа людей и это мешает вам определить задачи проекта, постарайтесь сократить число уча­стников, оставив только самых необходимых. Если этого не сделать, очень много денег уйдетна непонятную работу, которая не принесет положительных результатов.

Список задач проекта не спасет ни вас, ни ваш бюджет, если с этими задача­ми не ознакомить людей, заинтересованных в создании сайта. В примере с сай­том Something Blue единственный человек, принимающий решения, — это ваш клиент Мэри. Однако в большинстве случаев лиц, заинтересованных в созда­нии сайта, намного больше, поэтому постарайтесь сделать так, чтобы они не имели права голоса. Чем больше одобрений вам придется получать, чтобы про­должать работу над сайтом, тем сложнее и дороже будет этот процесс. И самое главное: чем больше людей вовлечено в процесс создания, тем менее гармонич­ным получится сайт. Отличить людей, заинтересованных в проекте, от людей, принимающих решения, непросто; старайтесь не поссориться с людьми, от которых зависит проект: если вы начнете откровенно их игнорировать, про­ект может быть закрыт еще до его запуска. Поговорите с ними о временных и денежных затратах! Убедитесь, что людей, принимающих решения, мало, но будьте внимательны при выборе этих людей.

Определение    

Клиент. В этой книге я использую термин клиент по отношению к любому человеку, заказавшему создание Web-сайта. Это может быть обычный клиент, с которым вы за­ключаете договор, ваш непосредственный начальник или коллеги, которые доверяют вам создание сайта компании.

Когда вы официально определили людей, принимающих решения, удосто­верьтесь в том, что каждому из них вы сообщили о задачах сайта. Неважно, кли­енты это или коллеги. Важно, чтобы все согласились с задачами сайта. Если в дальнейшем задачи изменятся, кому-то придется платить за дополнительное время и материалы. Вы можете избежать дополнительных проблем, если пос­ле ознакомления с задачами проекта попросите клиентов, коллег или началь­ников поставить подпись, означающую, что задачи одобрены.

Подписанный клиентом документ, подтверждающий первоначальный объем, дает вам преимущества, если придется просить о дополнительной опла­те, когда, например, художница Мэри Хой решит, что нужно разместить 30, а не 15 отсканированных изображений картин. Никогда не платите из собствен­ного кармана, если кто-то изменил свое решение.

Определите функциональные требования заблаговременно

Утвержденные задачи — лучший способ контролировать создание малобюджет­ного сайта, но помимо этого необходимо, чтобы работа была основана на чет­ко определенных функциональных требованиях.

Давайте снова вернемся к сайту Something Blue и составим список таких требований. Как и раньше, вообразим, что вы Web-профессионал, работающий на дому, — профессионалы могут выполнять свою работу в любых условиях. Можно начать с опроса клиента на предмет того, что он хочет видеть на своем сайте. В результате опроса вы составите список пожеланий, среди которых могут быть следующие:

  • я хочу, чтобы посетители могли искать на сайте изображения, а также иметь возможность, щелкая по ним, увеличить картинку и рассмотреть любую деталь, вплоть до каждого мазка кисти;
  • у моих посетителей должна быть возможность бегло просмотреть все изображения, а затем отобразить понравившуюся работу в увеличенном масштабе;
  • у моей мамы медленное коммутируемое соединение, но я бы хотела, что­бы она могла просматривать мой сайт. Ненавижу сайты, которые долго загружаются;
  • посетители должны иметь возможность связаться со мной без особых проблем. Я хочу, чтобы они могли позвонить мне или послать сообщение при желании купить мою картину или организовать выставку.

Сразу хочу отметить, что не все из этих пожеланий можно реализовать на сайте с маленьким бюджетом. Ваша задача как профессионала — дать клиенту понять, что вы прислушались ко всем его идеям и серьезно к ним отнеслись, а затем постараться сократить список пожеланий клиента, преобразовав его в список функциональных требований, выполнимых при имеющихся ре­сурсах:

Примечание    

Функциональные требования для сайта Something Blue (версия один). Сайт Something Blue обладает разнообразными возможностями, но некоторые из них слиш-комдорогиедля первоначал ьногозапуска. Реализация всехпотенциальныхтребова-ний выл ьетсявсумму, превосходящую имеющиеся средства. Мы сократил исписокдо нескольких основных требований, которые возможно осуществить в рамках текущего бюджета и времени. Самые дорогостоящиетребования, которые небыли реализова­ны на данном этапе, стоит сохранить для следующей версии сайта.

Запомните следующее: если вам не удается убедить клиента в необходимос­ти сократить требования, тогда лучше всего отказаться от выполнения проек­та. На начальном этапе следует точно определить то, что должно быть и чего не должно быть на сайте. Если это сделать не удается, недовольными в итоге останутся абсолютно все. Долгие часы вы будете работать, не получая за это ничего, а конечный результат не понравится вашему клиенту.

Таблица 2.1. Перечень требований и стоимость их реализации

Требование    Комментарии    Цена       
Посетители смогут посмотреть    Это выполнимая с экономической    $       
увеличенное изображение,    точки зрения альтернатива           
щелкнув по маленькой картинке.    запрашиваемой ранее технологии           
Размер большого изображения    увеличения и прокрутки, которая           
будет примерно 600 пикселей    позволит посетителям увеличить           
шириной, такой размер    каждое изображение.           
поддерживает большинство    Это не позволит посетителям           
мониторов    рассмотреть картину вплоть           
    до таких мельчайших деталей,           
    как мазки кисти, тем не менее           
    размеры изображения будут           
    достаточно большие.           
    Дополнительный плюс           
    такой альтернативы состоит в           
    том, что пользователям           
    с низкоскоростным           
    подключением к Интернету           
    не придется ждать загрузки           
    увеличенных изображений.           
    пока они сами не выберут эту опцию           
Посетители смогут быстро        $       
просмотреть все изображения               
благодаря картинкам               
в уменьшенном масштабе               
Сайт будет быстро загружаться.        $       
и посетители с низкоскоростным               
подключением смогут легко               
его просматривать               
Посетителям будет легко        $       
найти контактную информацию               
Возможные требования для следующей фазы Web-развития           
Сайт должен быть оснащен    Это может дорого стоить и,           
машиной поиска    возможно, в данный момент           
    это излишне, поскольку вы           
    работаете с таким небольшим           
    количеством изображений.           
    Но вы можете сохранить эту идею           
    для следующей стадии производства,           
    если в дальнейшем вы добавите           
    на сайт новые изображения        
Задачи mm    та      39

Наиболее важный фактор в создании малобюджетного сайта — это созна­тельное уменьшение объема до ограниченного количества выполнимых функ­циональных требований. Помните: лучше меньше, да лучше.

-Как получить золото из песка    

Даже при большом бюджете вам будет трудно выполнить все пожелания клиента. Зна­ние того, какие из требований клиента можно выполнить за короткий срок, поможет вам сделать сайт с четко поставленными задачами, не выходя за рамки времени и бюджета. Задачи, отложенные на следующий этап, принесут вам прибыль впослед­ствии. Довольный клиент может позвать вас позже, когда у него появятся деньги на развитие сайта. Многие Web-профессионалы, работающие по договорам, сейчас
держатся на плаву благодаря старым клиентам, предлагающим пусть небольшую, но регулярную работу. Постарайтесь завести постоянных клиентов — это обеспечит вам некоторую стабильность.   

Каждый раз, когда вас просят изменить объем сайта, напоминайте о списке функциональных требований, одобренных вашим клиентом, и обсуждайте, как лучше этот список изменить в соответствии с новым требованием. Возможно, вам придется заменить одно требование другим. Сообщите клиенту о таких за­менах и попросите его помочь вам оценить их стоимость. Кстати, это хорошая возможность поговорить о выделении дополнительных средств.

Как отмечалось ранее, в.процессе создания сайта его объем может менять­ся. Если во время вашей работы художница Мэри скажет, что ей хочется еще и продавать картины на сайте Something Blue, вы просто обязаны сообщить ей о том, сколько подобные изменения будут стоить. Каждый раз, когда клиент зас­тавляет вас менять список требований к проекту, создавайте новую версию это­го списка. Храните старые версии списка требований — так вы сможете просле­дить за развитием (или изменением) задач проекта. Если четвертая версия списка значительно отличается от первой, проверьте, хватает ли первоначаль­но выделенных средств на реализацию проекта.

Обычно новые идеи, с которыми приходят клиенты и начальники, доста­точно просты для выполнения, поэтому вам не придется просить дополнитель­ных средств. В любом случае составляйте новые версии перечня требований и не забывайте показывать их клиенту или начальнику. Если делать это согласо­ванно с клиентом, он, по крайней мере, поймет, что любые изменения объе­мов должны быть официально подтверждены. Также это помешает внесению мелких изменений, и вам не придется платить за изменения объема из соб­ственного кармана.

Posted in Экономичный Web-дизайн.