Составляющие хорошего текста

Слова — это простой, независимый от устройства и недорогой «клей», ко­торый позволяет делать из вашего сайта единое целое. При правиль­ном употреблении они заставят пользователей совершать покупки, щел­кать по ссылке в рекламном письме, удержат и оставят посетителей на вашем сайте. Слова отличают ваш сайт от сайтов конкурентов и дают посетителям понять, что все-таки человек, а не программа стоит за этим сайтом.

Можно сказать, что слова — это единственная составляющая сайта, над которой у вас есть полный контроль. Воспроизведение графического дизай­на обычно зависит от принимающего устройства пользователя, это может быть карманный компьютер, голосовой браузер либо обычный Web-браузер, средства которого могут просто не поддерживать все особенности вашего дизайна. Вы не можете контролировать предпочтения пользователей в об­ласти установленных плагинов, отображения слов и других опций. Между тем слова отображаются в точно такой же последовательности, как вы их напечатали.

Текст не только доносит до пользователя то, что вы хотите сообщить на своем сайте, но и дает пользователю представление о вас и том, что для вас важно. Если текст на сайте содержит много грамматических ошибок, у пользо­вателя может сложиться впечатление, что вы невнимательны или сами не зна­ете, о чем пишете. Благодаря хорошо сформулированному тексту сайт покажет­ся умным, доброжелательным, интересным, веселым — словом, каким вам будет угодно.

Разумный дизайнер малобюджетных сайтов внимательно относится к тексту и выделяет значительную часть ресурсов на его написание и редакти­рование. Это не значит, что ваш текст должен быть литературным шедев­ром, это даже не означает, что вам необходимо приглашать высокооплачи­ваемого писателя (хотя, если вы можете себе это позволить, сделайте это). Пристальное внимание к тексту заключается в том, что вы должны выделить достаточное количество времени на подготовку и редактирование материа­ла и что предложения должны быть оригинальными, интересными и конк­ретными.

Эта глава специально написана для ответственных за многие аспекты про­изводства Web-профессионалов, которые, возможно, не могут себе позволить нанять хорошего писателя и редактора.

Определение:

Что значит хорошо писать. Ник Асборн (Nick Usborne), автор книги Net Words, а также эксперт, консультировавший меня во время написания этой главы, высказал свое мнение насчет того, что означает хороший текст и как его составить для мало­бюджетного сайта: «Если вы умеете писать, остальное само приложится. Хороший текст всегда простой и четкий. В нем нет ничего лишнего: ни драматизма, ни восклица­тельных знаков и излишнего пафоса. Если вы чувствуете, что предложению не хватает выразительности, постарайтесь составить его заново. Не стоит переполнять его гром­кими словами и многочисленными синонимами.

Может ли потенциально «дешевый» сайт выиграть за счет хорошего текста? Да. Ос­новное достоинство сайта базируется на качестве письма. Хороший текст может про­двинуть все! Однако в этом вопросе я не совсем объективен — прав, но не объективен».

Составляющие хорошего текста

Чтобы писать для сайта хорошие тексты, не обязательно быть самым талант­ливым или высокооплачиваемым писателем. Мы не пытаемся порадовать пользователей литературными шедеврами, мы просто стараемся дать то, что им нужно. При создании текста для сайта помните, что он должен:

  • быть простым и понятным, но не примитивным;
  • состоять из коротких, лаконичных частей, имеющих пометки и заго­ловки;
  • говорить о пользователе, а не об авторе;
  • быть выверен с точки зрения грамматики и пунктуации;
  • быть написан одним стилем.

Размышляя о том, как соблюсти эти шесть требований к хорошему тексту для Сети, подумайте и о месте на сайте, где будут размещены:

  • основной текст;
  • выноски и смысловые выделения;
  • заголовки;
  • теги названия страницы;
  • навигация;
  • сообщения об ошибках.

Где бы текст ни появился, профессионал, располагающий небольшим бюд­жетом, должен извлекать максимум пользы из написанного текста и придержи­ваться требований к хорошему тексту для Сети.

Ничто не может помешать успеху вашего сайта так, как плохой текст. Пользователи не любят неясное изложение мыслей и с недоверием относятся к сайтам, на которых встречаются грамматические ошибки. Время и деньги на создание прекрасного ди­зайна или покупку мощного программного обеспечения окажутся потраченными по­напрасну, если вы будете небрежно относиться к содержанию сайта.

Пишите проще и понятнее

Возвращаясь к мудрому совету Ника Асборна, заметим, что люди более скеп­тично относятся к прочитанному в Сети, чем к прочитанному в книге, брошю­ре, газете или любом другом печатном источнике. Асборн подчеркивает, что загруженность текста сложными словами и предложениями, свойственная кни­гам, раздражает читателей, если они сталкиваются с такими текстами в Сети. Сложный язык с массой терминов не принесет хороших результатов, если бу­дет использоваться в Сети.

Добавлю к уже написанному, что даже самый довольный пользователь Сети находится всего на один щелчок мыши от чувства неудовлетворенности и же­лания покинуть сайт. Собирая эти идеи в одно целое, вы можете представить, что большинство пользователей — довольно нежные создания, а в задачу Web-разработчика входит защищать их, чтобы они не чувствовали себя никому не нужными. Лучший способ это сделать — использовать простые и конкретные слова, касающиеся определенной темы, то есть сообщать пользователям о том, что им надо узнать.

Взгляните на рис. 4.1. Здесь изображен сайт Swimmers Guide (Справочник пловца) в том виде, в каком я его обнаружила. Обратите внимание на название темы. Дословный перевод будет выглядеть примерно так: «У нас больше инфор­мации о большем числе бассейнов в самых разных местах, чем на любом другом сайте! Огромное количество ссылок по сравнению с любым другим каталогом, посвященным этой теме!» Что такой текст сообщит читателю о самом сайте?

Рис. 4.1. Перегруженность никому не нужна. Строка или строки темы в случае со «Справочником пловца» (www.swimmersguide.com) — пустая болтовня. Этоттекстдаже не сообщает нам, о чем сайт: об общественных бассейнах, о строительстве бассейнов, о продаже бассейнов или о бассейнах для богатых и знаменитых. Кого интересует, что сайт предлагает исчерпывающую информацию о бассейнах? Посетители хотят знать, какого рода информация здесь размещена и насколько она полезна.

Как получить золота из песка   

Очень часто самый важный текст скрыт на внутренних страницах сайта, в то время как второстепенная информация сразу бросается в глаза. Первостепенная информа­ция должна присутствовать на первой странице.

Прочитайте текст, размещенный на сайте (см. рис. 4.2), в отредактированном мной виде: «Международный справочник по общедоступным и круглогодично открытым бассейнам». Этот текст я нашла на одном из уровней сайта. Очень часто наиболее привлекательная информация спрятана на сайте, как будто яв­ляется незначительной. Возможно, это происходит потому, что, когда люди не думают в полную силу, хорошая, свежая идея приходит к ним не сразу. Вспом­ните об уже написанном тексте, который «пылится» где-то в темном углу ваше­го сайта. Если у вас есть подобный хороший текст — текст, в котором говорится о том, что собой представляет ваш сайт, — используйте его на главной страни­це. Это обойдется не дороже, чем если вы ее спрячете.

Рис. 4.2. Расскажите посетителям о том, кто вы и что собой представляет ваш сайт. Воспользовавшись фрагментами текста со страницы, рассказывающей о сайте (вверху), я отредактировала строку заголовка для исправленной версии сайта (внизу). Теперь мы знаем, что представляет собой сайт

Перегруженная строка темы на рис. 4.1 может подойти для справочни­ка «Желтые страницы», а не для сайта. Ориентируясь на нетерпеливую ауди­торию посетителей Сети, сразу же сообщите им то, что необходимо. Пусть все будет просто и понятно. Сайт The Hendersonville County Public Library (Окружная публичная библиотека Хендерсонвиля), показанный на рис. 4.3, — прекрасный тому пример. На самом верху сайта находится телефон директо­ра библиотеки. Таким образом, сайт предоставляет четкую информацию, в ко­торой, скорее всего, нуждаются чаще, чем в информации о посетителях биб­лиотеки.

Рис. 4.З. Содержательный текст может быть так же прост, как номер телефона.

Сократить текст стоит не дороже, чем оставить его чересчур длинным и запутанным. Специального программного или технического обеспечения для этого не требуется. Чем короче текст, тем меньше слов вам придется редакти­ровать. Если при написании или редактировании текста вы платите за каждое отдельное слово, то компактный и в то же время содержательный текст сокра­тит ваши расходы.

Posted in Экономичный Web-дизайн.