Системы управления сайтом

Управление сайтом при небольшом бюджете

Здесь форма — это содержание, а содержание — это форма. Сэмюэл Бэккет о «Поминках по Финпегану».

Основные идеи:

1. Определите задачи системы управления сайтом.

Найдите время, чтобы определить действительно необходимые задачи CMS; не пла­тите за решение проблем, которых у вас нет.

2. Выбирайте CMS в зависимости от квалификации вашей команды.

Выбирая CMS, убедитесь, что ваша команда обладает достаточными техническими навыками для работы с ней. Если вы выбираете CMS, требующую навыков, которыми не обладают ваши сотрудники, деньги будут потрачены зря.

3. Подходите творчески к поиску инструментов.

Подходите творчески к поиску и отбору полезных инструментов. Ресурсы, которые уже имеются под рукой, например некоторые серверные вставки, могут быть достаточны­ми на данном этапе.

4. Создайте CMS сами.

Помните также о том, что вы можете сами создать CMS. Можете начать с малого: создать CMS, которая будет заниматься управлением маленького сайта, а затем до­бавлять туда новые модули и возможности. Вы можете столкнуться с ситуацией, когда ни одна CMS не отвечает всем вашим потребностям и вам придется тратить время на переработку CMS, за которую вы заплатили. Если вам не удастся найти CMS, кото­рая будет соответствовать всем вашим потребностям, возможно, вам захочется со­здать свою собственную систему.

5. Автоматизируйте CMS по максимуму.

CMS может сэкономить драгоценное время, которое уходит на администрирование. По­пробуйте подсчитать, сколько умственной и административной работы уходит на управ­ление сайтом, а потом подумайте о том, как CMS могла бы сэкономить ваши деньги.

6. Не забывайте про CMS с открытыми кодами.

 Как вы знаете из собственного опыта, нам, Web-профессионалам, работающим при небольшом бюджете, при­ходится нелегко. Наши бюджеты не позволяют нам делать серьезные ошибки и не дают нам свободного для творчества времени на то, чтобы экспе­риментировать с разными версиями дизайна. Роскошь вроде оригинальных фо­тографий или обширных коллекций шрифтов — не для нас. Мы не можем себе позволить тщательные исследования интерфейса, не всегда имеем возмож­ность протестировать сайт на различных устройствах и платформах. После об­ращения с бесконечными просьбами к коллегам составить содержание сайта либо после самостоятельного его написания мы часто занимаемся редактиро­ванием текста, корректируем его и разбиваем текст на части.

Однако наши проблемы не заканчиваются, когда сайт готов. Они только начинаются. При написании дополнительного содержания для сайта нам при­ходится вручную вносить изменения. Web-дизайнеры, работающие при неболь­шом бюджете, привыкли обновлять содержание сайта либо вносить небольшие изменения в структуру путем редактирования вручную каждой страницы сай­та. Эта работа не только утомительная, но и дорогая: при каждом изменении сайта на ее выполнение приходится тратить часы. Будучи Web-профессионала­ми, работающими при небольшом бюджете, часто мы не можем уложиться в отведенное время. Часто случается, что сайт обновляется с опозданием, либо не обновляется вообще. Должен существовать лучший способ по управлению и поддержке малобюджетного сайта.

CMS-инструментами с открытыми кодами можно обзавестись бесплатно (пибо за не­большую плату) и таким образом сэкономить деньги. Выбирая инструменты с открыты­ми кодами, проверьте, что они активно используются другими разработчиками, что вашему разработчику (возможно, это будете непосредственно вы) они нравятся и что любое нужное приложение может расширяться по мере роста вашего сайта.

Управление сайтом (также говорят управление контентом) предлагает решение этой проблемы. CMS (Content Management System), или система управления сайтом, предоставляет широкий спектр возможностей. Сам термин CMS может означать совокупность дорогих приложений, которые управляют всеми аспек­тами создания Web-содержания, публикации и поддержки. Однако CMS также означает сравнительно недорогие (или даже бесплатные) инструменты публи­кации, которые делают немного больше, чем простое написание кусков текста для статических HTML-страниц. Практически все сайты могут извлечь выгоду из автоматизированной в некоторой степени Web-публикации. Обновление содержания отнимает достаточно много времени, поэтому приходится делать все вручную. Хорошая CMS позволит вам работать быстрее и логичнее. За та­кие преимущества обычно приходится дорого платить. Но, как показано в этой главе, существует масса способов, благодаря которым дизайнеры, работающие при небольшом бюджете, могут сэкономить деньги при автоматизации управ­ления сайтом.

CMS — это не волшебная палочка, которая удивительным образом решает все проблемы. Если система, которую вы покупаете или устанавливаете, не соот­ветствует вашим потребностям, она может создать такое же количество про­блем, какое она может решить. Чтобы избежать проблем, связанных с исполь­зованием CMS, прежде чем установить систему, разберитесь, что вам нужно, а что — нет. Несколько лет назад я занималась управлением сайтом Нью-Йорк­ской публичной библиотеки. Это был большой сайт, созданный на основе ма­леньких сайтов-спутников. Этот сайт есть и сейчас. Каждый из маленьких сай­тов был посвящен определенной теме или услуге. У каждого спутника был собственный управляющий или команда, ответственная за новизну и точность содержания этого маленького сайта. Такая схема может показаться вам хоро­шо знакомой. Многие большие публичные сайты организованы таким образом.

Когда какой-то раздел требовал обновления, человек, ответственный за это, часами редактировал содержание. К сожалению, он обновлял текст предыду­щих версий, а не работал с самой последней версией. Затем он отдавал его моей группе, которая вручную обрабатывала текст и загружала на сайт. Мы быстро обнаружили ошибку. Вместо того чтобы просто выкладывать материал, нам приходилось переписывать и переписывать. Приличный контроль над версия­ми (version control) — инструмент, который иногда является частью CMS, — мог бы помочь нам избежать этой проблемы.

Система контроля над версиями следит за файлами и их авторами. Система создана так, чтобы можно было избежать одновременной работы двух авторов над одним и тем же файлом, потраченных зря часов на редактирование ненуж­ной версии документа и других проблем, которые возникают, когда большая группа людей работает над одним проектом.

Возможно, вы помните, в начале книги я описывала случай, как библиоте­ка потеряла финансирование, в результате чего мы не смогли купить то, что, по нашему мнению, нам было необходимо. Крупная CMS была одним из инст­рументов, который мы почти купили, но вдруг это приобретение сорвалось. Эта CMS была мощной системой управления сайтом, стоимость которой бы­ла примерно $300000 плюс расходы на обучение и другие профессиональные услуги — короче говоря, это система, недоступная профессионалу, работающе­му при небольшом бюджете. Эта CMS должна была содержать усиленный конт­роль над версией, который помог бы избежать ошибок в редактировании, ко­торые нам пришлось исправлять вручную.

Но разве это было бы лучшим решением в данном случае? Вспомните про цену в $300000. Решение проблемы контроля над версиями заняло у нас 6 часов, которые мы разбили на три дня. Всего один сотрудник занимался тем, что срав­нивал версии сайта, чтобы удостовериться, все ли содержимое сайта новейшее. Давайте подсчитаем: вместе с зарплатой работника и дополнительными расхо­дами, изменения стоят организации $50 в час. В результате получается $300.

Конечно, ручное исправление ошибок, которых, в принципе, не должно быть, требует времени и денег. Тем не менее разве потеря в $300 может срав­ниться с $300000 потраченными на покупку CMS? Вряд ли. Такая система мо­жет быть превосходной покупкой для тех, кто может себе это позволить, но для нашей маленькой проблемы это слишком крупное решение.

Угроза бюджету:   

Если вы не определитесь с тем, какие именно задачи должна выполнять CMS, бу­дет очень легко переплатить за систему управления сайтом. Не пожалев времени на определение потребностей и рассмотрение альтернативных вариантов, которые уже могут быть у вас под рукой, вы сможете хорошо сэкономить на CMS.   

Возможно, вы удивитесь, почему в качестве примера я привела такую доро­гую CMS. Я делаю это потому, что эта короткая история очень хорошо демон­стрирует три самые большие угрозы, которые CMS представляет небольшому бюджету:

  • незнание того, что вам нужно;
  • переплата за решение проблемы;
  • незнание того, что некоторые CMS-подобные инструменты уже имеются
  • в вашем распоряжении.

Основное правило экономии на CMS: прежде чем купить, точно определи­те, что для вас является проблемой, а что не является.

Если вы располагаете маленьким бюджетом, тщательное планирование по­может вам определиться с потребностями, и вы, таким образом, сможете най­ти верное решение и не платить за слишком крупное решение.

Posted in Экономичный Web-дизайн.