Разделите текст на маленькие части и чаще используйте заголовки

В мае 2002 года, в результате тщательного исследования, проведенного Стэнд-фордским университетом и Пойнтерским институтом (www.wired.com/news/ culture/0,1284,36104,00.html), было обнаружено, что на новостных сайтах пользователи обычно бегло просматривают заголовки и аннотации и только потом читают каждое слово. Можно смело перенести принцип составления виртуальных газет на другие сайты, в частности сайты школ и библиотек, об­щин и церквей, предприятий малого бизнеса. Задача очевидна: разбейте текст на небольшие абзацы, и пусть у пользователей будет возможность читать заго­ловки и аннотации, как показано на рис. 4.4.

В школе, когда я училась писать, учителя грамматики объясняли, что абза­цы — это своеобразные «емкости» для хранения связанных между собой мыс­лей. Я думала, что для создания нового абзаца необходима новая мысль. Забудь­те это заученное правило, когда пишете для Сети, и научитесь размещать «новую мысль» в менее строгом порядке. Помните, что читать на экране ком­пьютера не очень-то удобно и что посетителям вашего сайта требуется особая визуальная поддержка.

Мы определили понятие «делайте меньше» как одну из наиболее важных составляющих успешного малобюджетного сайта; в данном случае этот посту­лат может быть применим и к объему текста. Пишите параграфы покороче -это поможет пользователям сократить время и силы на понимание логики текста.

Рис. 4.4. A List Apart (www.alistapart.com) — это еженедельный журнал для специалистов, занимающихся созданием Web-сайтов. Являясь некоммерческим, журнал ALA практически не имеет собственного бюджета. Каждая статья поделена на небольшие параграфы и самостоятельные части с содержательными заголовками. Если вы хотите разместить на сайте много информации, разбейте текст подобным образом и напишите простые, но содержательные заголовки. Они помогут пользователям сориентироваться в структуре сайта.

Также помните о том, что вы можете написать краткую версию темы, а за­тем разместить рядом ссылку, благодаря которой можно ознакомиться с под­робной версией материала.

Недостаточно разбить текст на маленькие кусочки. Нужно еще создать яс­ные и простые заголовки и подзаголовки, чтобы пользователям было легко ориентироваться в тексте. Это не только поможет им быстро просматривать содержание и легко находить нужный раздел, но и знать, на какой странице они находятся, какой раздел читают. Суть такого простого деления и использо­вания заголовков состоит в том, что довольно легко решается сложная задача, которую непросто было бы решить при помощи дорогого дизайна: «заставить» текст хорошо выглядеть на странице.

Рис. 4.5. На этом сайте рассказывается о некоторой программе (http://continuingstudies.uconn.edu).

Даже строка темы, Transforming Lives Through Education (Изменяя жизнь с помощью образования), посвящена программе, а не студентам. От этой при вычкитрудно избавиться, но все же постарайтесь писать о пользователе, а не о программе

Пишите о пользователе, а не о себе

Если бы за каждый сайт, при просмотре которого кажется, что он «разговарива­ет с самим собой», мне бы давали по 5 центов, я быстро бы разбогатела. Исполь­зование слов в манере, направленной на себя, а не на посетителя, встречается повсюду. Лучше всего проиллюстрировать это на примере навигации сайта.

На рис. 4.5 показан сайт для студентов, обучающихся в Университете Кон­нектикута. Обратите внимание на первую ссылку панели навигации. Пункт Centers and Institutes (Центры и институты) кажется вполне безобидным, но взгляните на аналогичную ссылку сайта UCLA (рис. 4.6) — Fields of Study (Об­ласти изучения). Здесь мало информации о структуре школы, зато подробно рассказывается о возможностях, предоставляемых студенту.

Практически каждое учебное заведение предлагает программу обучения за рубежом. На сайте Университета Коннектикута ссылка на эту программу назы­вается International Studies (Обучение за рубежом) — это описание програм­мы. Ссылка на подобную программу на сайте UCLA выделена в центре страни­цы; текст, размещенный в рамке, — это рассказ студента. Этот рассказ -свидетельство того, что сайт UCLA служит интересам пользователя.

Еще одно сравнение, и я перестану говорить об Университете Коннектику­та. Почти каждое учебное заведение предлагает удаленное online-обучение. Ссылка на данный раздел сайта Университета Коннектикута находится в меню слева и носит название Online Courses (Online-курсы). На сайте UCLA ссылка на эту же информацию размещена в нижнем правом углу под названием Become an Online Learner (Стань online-учеником).

Фразы о пользователе, а не о вас, сформулировать ничего не стоит, зато это покажет, что вы заботитесь об интересах пользователя.

Мое… (не важно, что именно)

Не давайте рубрикам личные заголовки, если они не содержат личную инфор­мацию. Это просто глупо. Одно время на сайт The New York Times можно было вполне повесить ярлык «Мое не важно что»; там были рубрики под названия­ми «Мои финансы» и «Моя недвижимость». Однако, когда я захожу на сайт Times, мне не нужна информация о моих финансах. Я и так о них все знаю. Я ищу информацию о финансах в Нью-Йорке, США и мире. В том, что я ищу, нет ничего личного.

С точки зрения составления текстов, стиль заголовка «Мое не важно что» стратегически плох, особенно при создании навигации сайта. Если большин­ство пунктов вашего меню начинается со слова «мое», быстро прочитать меню будет тяжело. Какой из двух предложенных ниже списков проще бегло прочи­тать?

Мои финансы              Финансы

Мой стиль                   Стиль

Моя недвижимость      Недвижимость

Мой каталог                Каталог

Лишь на некоторых Web-сайтах употребление притяжательных местоиме­ний «Мой/мое» в названиях рубрик имеет смысл: мне нравится ряд новостных сайтов, на которых можно выполнить настройки таким образом, чтобы науч­ные статьи появлялись раньше, чем статьи на спортивную тему. Я не призываю полностью отказаться от персонализации; это всего лишь небольшое предуп­реждение о том, что не стоит часто употреблять слова «мой», «мое».

Posted in Экономичный Web-дизайн.