О секретах успешного проекта

Количество людей, принимающих решения, не должно быть большим

В 1939 году, буквально перед выходом «Волшебника страны Оз», руководители MGM studio чуть было не вырезали песню «Somewhere Over the Rainbow» из фильма. Им показалось, что она слишком медленная и делает картину скучной. В конце концов песню оставили, но каждый раз при мысли о том, что это чуть было не случилось, меня бросает в дрожь. С подобными проблемами сталкива­ется любой творческий проект: слишком большое количество людей, прини­мающих решения, могут погубить его.

Дэвид Оджилви (David Ogilvy), один из создателей современной рекламы и автор самых восхитительных высказываний 20 века (попробуйте набрать в поисковике Google «Ogilvy quatations»), однажды написал: «Большая часть от­вратительной рекламы, которую вы видите сегодня по телевизору, — продукт коллективной деятельности. Коллектив может критиковать рекламу, но ему ни в коем случае нельзя позволять ее делать».

То же самое можно сказать и о Web-сайтах. У менее успешных сайтов, в раз­работке которых мне приходилось участвовать, были навигационные схе­мы, названия или цветовые гаммы, созданные коллективно. Творческая дея­тельность сводится к нулю, когда из разных идей пытаются получить нечто среднее. Я бы предпочла видеть одного плохо работающего человека или ма­ленькую плохо работающую команду, чем большой и слаженный коллектив. У маленькой команды, даже если она плохо работает, гораздо больше шансов подготовить качественный проект в отведенные сроки.

У сайта должна быть общая идея

В течение долгого времени я преподаю академическое письмо студентам кол­леджа, и лучшие работы — не всегда самые большие по объему, лучшими я счи­таю те, где меньше всего неопределенности. Некоторые студенты строчат, как из пулемета, пытаясь затронуть каждую тему, изученную в течение семестра, и полагают, что если изложить как можно больше фактов, то один из них обяза­тельно попадет в цель. Работы таких студентов всегда плохие. В лучших рабо­тах, как правило, прослеживается одна основная мысль, пусть даже нечетко оформленная, зато основанная на четких и твердых убеждениях.

Что отличает хорошие работы от плохих? То же, что и успешные сайты от неуспешных: общая идея.

Идея особенно важна при малом количестве средств. Однажды я принима­ла участие в проекте, где преобладали две соревнующиеся концепции. Сначала работа шла в одном направлении, затем — в диаметрально противоположном. Разработчики, дизайнеры и писатели были рассредоточены по группам и точ­но не знали, чего именно они добиваются. Месяцы работы пропали зря просто потому, что идея проекта стала нечеткой.

В конце концов концепция проекта прояснилась. За месяц мы смогли сде­лать то, что не удавалось выполнить в течение года. Боевой дух укрепился, и это помогло нам работать гораздо продуктивнее.

Проект был относительно большой, поэтому многие затраты растворились в бюджете. Но отсутствие идеи смертельно для малобюджетного проекта, в ко­тором нет места для неэффективной работы.

Если у вас есть определенная идея, это поможет успешно выполнять крат­косрочные и долгосрочные задачи. Лэй Бейкер-Фолей помогла своему клиенту из деревообрабатывающей компании принять краткосрочные и долгосрочные решения. Вспомните, что для сайта Ричарда Ронко отдельное доменное имя не регистрировалось, сайт был размещен в поддиректории официального сайта компании Лэй. Так, экономя понемногу, за год можно скопить сумму, достаточную для того, чтобы нанять фотографа или разместить на сайте но­вую галерею. Неважно, оформляете ли вы отношения клиент/консультант или создаете сайт для какой-нибудь компании в домашних условиях, забота о долго­срочных задачах может окупиться благодаря вашим усилиям, потраченным на выполнение краткосрочных задач, и принесет вам удовлетворение от работы уже на начальном этапе.

Лучше сделать меньше

Я обожаю фильмы Джима Джармуша (JimJarmusch). Отчасти мое восхищение обусловлено скромным оформлением, которого я обычно придерживаюсь при создании сайтов. Однажды я слышала интервью, в котором Джима спрашива­ли о фильме «Down By Law». Он рассказывал о том, каким образом ему удается передать атмосферу того или иного места. Вместо того чтобы использовать дорогостоящие панорамные съемки либо фразы наподобие: «Посмотри, это Новый Орлеан», он заставляет зрителей проникнуться настроением города, показывая интерьеры безымянных домов в ничем не приметных местах. Бла­годаря такой сдержанности его малобюджетные фильмы отличаются спокой­ствием и утонченностью.

«Лучше сделать меньше» — эту фразу я услышала от Тима Брея (Tim Bray), одного из авторов XML, когда он говорил об основах успешной технологии. Когда мы просматриваем список новых технологий, заполонивших рынок, нам трудно определить, какая из них лучше. Брей понял, что одна из составляющих успеха заключается в том, что технология должна помогать выполнять хорошо одну-две задачи. В противном случае проект обречен на провал.

Данная книга не рассказывает о развитии новых технологий, однако Web-дизайнеры могут многое почерпнуть из идеи Брея: создавайте сайт, хорошо выполняющий одну-две задачи, и не пытайтесь напичкать его всеми возможны­ми функциями.

В этой книге обсуждается тема создания сайтов с небольшими возможнос­тями, которые позволят вам, вашим клиентам, коллегам и посетителям вашего сайта извлечь максимум пользы.

Posted in Экономичный Web-дизайн.