Экономичное тестирование

Тестирование с привлечением пользователей может потребовать солидных денежных вложений, если они у вас имеются: попробуйте воспользоваться услугами фирмы, специализирующейся в этой области, либо установить ла­бораторию по исследованию интерфейса с видеокамерами и прочими уст­ройствами, чтобы наблюдать за группой посетителей сайта-образца (как они просматривают сайт или пытаются выполнить какие-либо задания на нем). Но, если у вас маленький бюджет, постарайтесь прибегнуть к какому-либо другому способу, чтобы добиться простоты использования.

Мои родители познакомились в университете Детройта в 1965 году. Их свидания были очень скромными: мой отец обычно приглашал маму куда-ни­будь попить чаю с печеньем. Кроме того, они посещали спортивные мероп­риятия, проводившиеся в колледже. Два года спустя родители поженились. Они до сих пор вместе и очень счастливы. Конечно, если бы их встречи были более разнообразными, они смогли бы лучше узнать город, однако баскетбо­ла и крекеров им вполне хватало, чтобы хорошо провести время и понять, что они на самом деле созданы друг для друга. Эту историю я привожу в каче­стве рецепта успешного тестирования с привлечением пользователей.

Проводите тестирование с самого начала работы

Даже если план вашего сайта представляет собой лишь рисунки на салфетках (рис. 3.1), вполне можно начинать тестирование с привлечением пользователей.

Рис. 3.1. Как только ручка коснулась обычной салфетки, можете начинатьтеаирование с привлечением пользователей. Вы сэкономите время и деньги, если позволите потенциальным пользователям определить недостатки ваших идей относительно интерфейса. Чем раньше вы получите комментарии насчет вашей работы, тем меньше времени вы потратите на исправление ошибок.

Как только у вас появятся идеи относительно формы и построения сайта, мо­жете смело приступать к опросу потенциальных посетителей.

В 2000 году, когда я создавала сайт для Нью-Йоркской публичной библиоте­ки, пришлось обратиться к фирме Small Company (www.smallco.net) с просьбой разместить электронную версию печатного календаря на сайте. Прежде чем за­няться планированием или производством, Альберт Харум-Альварес (Alebert Harum-Alvares), основатель Small Company, посетил несколько отделов библио­теки, чтобы пообщаться с посетителями.

Он использовал печатную версию календаря в качестве основы для бесед. На этом этапе работы его интересовал не интерфейс, а даты мероприятий и использование календаря. Он просидел половину дня за маленьким столом в одном из залов Нью-Йоркской публичной библиотеки, разговаривая с предста­вителями разных групп читателей: детьми, подростками, взрослыми, взрослы­ми с маленькими детьми — и задавая им следующие вопросы:

  • как далеко вы готовы поехать, чтобы принять участие в каком-либо ме­роприятии?
  • что для вас главное при выборе мероприятия?
  • планируете ли вы посещение мероприятия, либо это происходит спон­танно?

От посетителей удалось узнать несколько важных вещей. Подростки, возможно, наиболее раскованные из всех посетителей, были готовы ехать далеко и хотели бы ознакомиться с полным списком всех мероприятий, происходящих в городе. Взрослые с маленькими детьми, наоборот, не хо­тели ехать куда-либо, их интересовали мероприятия, происходящие побли­зости от дома. Наш интерфейс должен был удовлетворить самые разные потребности.

Подобные результаты удивили: мы ожидали, что желания наших пользо­вателей будут совпадать. Различные результаты по разным возрастным группам нашли свое отражение в дизайне сайта, позволяющем угодить на­шим посетителям.

Стоимость такого предварительного тестирования была небольшая; нам пришлось заплатить за несколько часов работы Альберта. Выгода за­ключалась в том, что еще перед началом работы мы немного изменили на­правленность сайта, так как наши ожидания относительно потенциальных пользователей не оправдались (рис. 3.2).

Рис. З.2. Прежде чем запустить виртуальный календарь событий, наш консультант провел несколько часов в одном из залов библиотеки, разговаривая с потенциальными читателями на предмет того, как они обычно пользуются печатной версией календаря событий.

Как получить золото из песка     

Проведя исследование в самом начале, мы подкорректировали важные положения относительно пользовательских потребностей и исправили несколько организацион­ных ошибок. Вы можете избежать затрат на исправление интерфейса в процессе про­изводства (или даже после него), если выполните тестирование с помощью пользова­телей.

Намылить, смыть, повторить

Хорошие новости для вашего бюджета: достаточно протестировать 6-12 поль­зователей. После опроса такого количества людей задача по уменьшению рас­ходов будет выполнена. В своей замечательной книге «Не заставляйте меня думать!» Стив Краг дает следующий совет: «Если вы действительно хотите узнать, хорош ваш сайт или нет, попросите кого-нибудь из соседей посетить его, а сами понаблюдайте за ним (угостив соседа пивом)».

Если попросить трех друзей или коллег в течение 15 мин побродить по сай­ту, это поможет выявить проблемы интерфейса. Тестирования надо проводить часто. Каждый раз, добавляя на сайт что-то новое, выполняйте тестирование, основанное на заданиях, описываемых в следующих разделах.

Простое пользовательское исследование

Соберите небольшую группу пользователей. Опять-таки, 5-6 человек будет достаточно, хотя даже два или три смогут сообщить вам самое необходимое. Неважно, кто будет тестировать сайт, главное — чтобы это не были ваши кол­леги, тоже работающие над этим проектом.

Тестирование проводите с партнером. Один из вас должен разговаривать с пользователями, другой — делать заметки. Если у каждого члена группы есть копия списка заданий, кто-то один сможет делать пометки рядом с на­званиями заданий.

Пригласите пользователей к компьютеру. Поблагодарите их за то, что они не пожалели времени на ваше задание. Скажите им, что сейчас они про­сматривают неоконченную версию вашего сайта и вы бы хотели, чтобы они проверили сайт на предмет выполнения нескольких задач. Введите людей в курс дела — они должны понимать, что тестируется именно сайт, отвечать честно и не чувствовать себя глупо. (Если люди чувствуют себя глупо, они часто неискренни.)

Давайте пользователям реальные задания. Например, если вы работаете над Интернет-магазином, можете попросить пользователей найти какой-либо предмет, добавить его в корзину, а затем купить его. Если сайт представляет собой галерею изображений с возможностью поиска, попросите кого-либо найти то или иное изображение и добавить его в папку Избранное. Это по­может определить, в порядке ли метаданные и справляется ли со своими за­дачами машина поиска. Количество и продолжительность заданий должны быть короткими; пятнадцатиминутного сеанса будет более чем достаточно. Отведите на выполнение каждого задания определенное время. Здесь зак­лючается наиболее важная часть: попросите, чтобы помощники проговари­вали свои мысли вслух. В это время ваш коллега, ответственный за запись, должен зафиксировать несколько ключевых идей. Если какое-то из предло­женных заданий кажется пользователям невыполнимым, пусть они перехо­дят к следующему заданию.

Подумайте о символическом вознаграждении: это может быть сертифи­кат участника мероприятия, небольшая сумма денег — все, что вы сможете предложить. Пользователи, тестировавшие ваш сайт, потратили свое время, и вам следует их отблагодарить.

Изучив данные, полученные при тестировании, измените ваш сайт. В даль­нейшем, если тестирования проводить регулярно, подобные преобразования будут менее масштабными и обойдутся дешевле.

Малобюджетный инструментарий для создания интерфейса

В последних классах школы и в колледже я работала официанткой и, должна вам признаться, плохо выполняла свои обязанности. Помимо того что я была медлительной и неорганизованной, я мешала посетителям обедать. Мое надо­едливое присутствие не позволяло клиентам в полной мере насладиться едой и общением — тем, ради чего люди приходят в подобные заведения.

Хочется верить, что Web-профессионал из меня получился более грамот­ный, чем официантка. Однако, поработав официанткой, я поняла, чего хочет потребитель, а именно: наслаждаться процессом, а не думать о нем. Став Web-профессионалом, я долго трудилась над тем, чтобы создавать интерфейсы, которые служат пользователям, а не привлекают к себе внимание.

Если пользователям приходится размышлять об интерфейсе или о проф­пригодности официантки, это должно настораживать. Хороший интерфейс, как и хорошая официантка, незаметен. Неважно, где вы работаете — в «Елках-палках» или «Метрополе», — о качестве вашего обслуживания посетители заду­мываться не должны.

Много времени уходит на то, чтобы стать хорошей официанткой, — пример­но столько же, сколько требуется, чтобы стать хорошим разработчиком интер­фейса. Умение создать удобный интерфейс вырабатывается далеко не у всех. Если вы трудитесь над малобюджетным проектом, если у вас нет денег, чтобы нанять специалиста по интерфейсу, и если сами вы таким специалистом не являетесь, придется учиться это делать.

Я хочу помочь вам стать настоящим специалистом и предлагаю воспользо­ваться следующими советами. Как бы я хотела получить подобные советы, ког­да начинала работать официанткой!

Советы по меню и навигации

Самое главное в интерфейсе Web-сайта — отсутствие особых правил. Одна­ко несколько важных советов могут пригодиться. Назову мои самые любимые.

Пусть в вашем окне всегда горит свет

Не все посетители зайдут сразу на главную страницу вашего сайта. Некоторые придут с других страниц через поисковые системы. Убедитесь, что ваш лого­тип, название сайта и элементы навигации присутствуют на каждой странице. Таким образом, пользователи, которые заходят на ваш сайт через «черный вход», смогут сориентироваться также просто, как и те, кто открывают «глав­ную дверь».

Правило трех щелчков

Правило трех щелчков полезно для навигации. Многие специалисты по интер­фейсу скажут вам, что пользователи не должны щелкать более трех раз, чтобы найти то, что они ищут. Например, посетитель, щелкнув один раз, может попасть с главной страницы виртуального магазина в отдел женской одежды, затем -в отдел женской обуви, а оттуда — в секцию обуви необходимого стиля. Правило трех щелчков — это основной совет, однако вполне вероятно, что более важным, чем число щелчков, является простота поиска каждой ссылки. Стив Краг в кни­ге «Не заставляйте меня думать» тоже обсуждает этот вопрос: «Если ваш сайт на­делен интуитивной навигацией и информация подается на должном уровне, а также если пользователь может без труда найти не только основную, но и спе­цифическую информацию, то количество щелчков вам простят».

Живой и понятный язык

Манеру письма для Web-сайта мы рассмотрим в следующей главе, а здесь я скажу, что язык повествования должен быть простым, живым и понятным. Пользовате­ли не особенно одобряют применение специальных терминов и сложных фраз.

Правило пяти пунктов меню

Последний совет — это правило пяти. Оно рекомендует создателям Web-сайтов использовать меню, которое будет состоять не более чем из пяти пунктов. При­чина проста: очень часто пользователи бегло просматривают пункты меню, когда сталкиваются с бесконечным списком. «Слишком большой выбор» рав­носилен полному отсутствию выбора. Существует ряд исключений из этого правила.

Например, владельцев электронного аукциона eBay.com мало беспокоит то, что его посетители теряются в огромном списке меню. Но сами посетители очень заинтересованы в использовании данного сайта. Если же вы на своем сайте продаете электронных собак SonyAibo no $200, правилом пяти лучше не пренебрегать.

Многоразовая HTML-библиотека

В конце 2003 года в Нью-Йорке прошел небывалый снегопад. Моя коллега по­скользнулась по пути на работу и сломала правую руку. Через пару дней после перелома мы общались с ней по телефону и пытались договориться о встрече. «Подожди, я посмотрю, могу ли я еще пользоваться программой-календарем», -шепотом сказала она. Поскольку правая рука у нее была сломана, пользоваться мышкой она не могла, поэтому всю навигацию по календарю ей пришлось осу­ществлять при помощи клавиатуры. Задача была не из легких. До некоторых частей экрана, необходимых ей, можно было добраться с большим с трудом, ис­пользуя в качестве перехода клавишу табуляции. К несчастью для моей коллеги, перехода при помощи табуляции интерфейс календаря не предусматривал, вот почему ей пришлось пролистать длинный список меню до тех пор, пока она не добралась до команды Назначить новую встречу.

— Как получить золото из песка

Оттого, как вы пишете HTML-код, может сильно зависеть простота использования вашего сайта. Сайты со сложной разметкой страниц загружаются медленно. Плохо написанный HTML-код не годится для работы. Подобного рода проблемы легко исправить при помощи грамотной разметки. Грамотно написанный HTML-код в дальнейшем сэкономит массу времени, которое можно будет потратить на улучшение интерфейса.

HTML-код у сетевого календаря был несовершенен, поэтому возникли труд­ности при его использовании. Такие недоработки дорого стоят. Следует за­метить, что простота применения Web-сайта во многом зависит от хорошей разметки. Потратив время на создание многоразовой HTML-библиотеки, у ко­торой будет функция перехода по клавише табуляции, вы сможете в дальней­шем использовать созданные разметки любое количество раз, экономя сред­ства и собственные силы.

Posted in Экономичный Web-дизайн.