Типы запросов по частотности

Частотность — далеко не самый абстрактный термин в поисковой оптимизации. Она характеризует вполне конкретное значение числа поисковых запросов, запрашиваемых пользователем по данной области, теме или сопутствующих данной области или теме. Например, пользователь, интересующийся телевизорами (хочет купить или получить информацию), может сделать следующие запросы:

телевизор 278613
схемы телевизоров 19730
жк телевизоры 19009
lcd телевизоры 15375
плазменные телевизоры 13665
ремонт телевизор 12185
Samsung телевизор 9383
philips телевизоры 7908
sony телевизоры 7426
телевизор 1g 4928
автомобильные телевизоры 4723
купить телевизор 4172
тест телевизоров 3999

…и так далее (сервис статистики Яндекса).

Каждое число, стоящее рядом с запросом, отображает степень его популярности с точки зрения частоты употребления в месяц. Здесь следует отметить, что типы запросов по частотности имеют весьма отдаленное отношение к типам запросов по степени готовности что-либо приобрести. Самые высокочастотные запросы, как правило, не относятся к целевым запросам, так как у них отсутствует четкое смысловое содержание. Большая часть высокочастотных запросов вообще не имеет какой-либо психологической наполненности. К примеру, что может дать оптимизатору высокочастотный запрос «телевизор»? Этот популярный запрос вводит целый ряд представителей самых разных аудиторий, в том числе нецелевых. В таком случае оптимизировать сайт под запрос, который может привлечь совершенно ненужных посетителей, просто неразумно. Поэтому оптимизация сайта проводится только после детального анализа всех преимуществ разных типов запросов, а также других параметров, о которых будет сказано ниже.

Высокочастотные запросы

Выше мы уже не раз отмечали ошибочность утверждения, что высокочастотные запросы могут повысить рейтинг сайта в отдельной поисковой системе или целом ряде поисковых систем. Основная особенность высокочастотных запросов заключается в том, что они обладают высокой конкуренцией, т.е. ими в оптимизации сайтов пользуются практически все компании одной области деятельности (а иногда и смежных областей). Нередко высокочастотные запросы используются без проведения мероприятий по поисковой оптимизации, например сайт керамической плитки просто насыщается до определенного уровня словосочетаниями «керамическая плитка». Возможно, такой сайт сегодня не будет находиться на первых строчках листа запросов какой-либо поисковой службы, однако сам факт создания конкуренции уже должен учитываться во время структуризации запросов перед началом оптимизационных мероприятий.

Особенно неблагоприятно использование высокочастотных запросов для новых сайтов, которым нужна грамотная работа с каждой конкретной целевой аудиторией, а не тем массивом посетителей, которые, кроме посещаемости, ни сайту, ни его владельцу ничего не принесут.

Однако существует совсем небольшая часть запросов, которые сегодня уже в полной мере относятся к высокочастотным запросам. Это запросы типа «доставка пиццы», «заказ такси» и т.д. Буквально еще два-три года назад эти запросы можно было отнести к среднечастотным запросам, однако с ростом популярности Интернета растет и уровень осведомленности в корректной формулировке запроса у большинства пользователей. В итоге среднечастотные целевые запросы, которые прежде свободно позволяли оптимизировать сайт без особых затрат, сегодня становятся высокочастотными целевыми. Использовать такой тип запросов приходится обязательно, так как их задают «целевые» пользователи. Однако стоимость работ по оптимизации сайта в связи с высокой конкуренцией запросов существенно возрастает.  

Существует несколько мероприятий, проведение которых позволяет выбрать наиболее подходящие высокочастотные запросы с оптимальной конкуренцией. Оценка уровня конкуренции по самым популярным запросам происходит следующим образом: у первых десяти страниц выдачи определяется средний показатель PageRank, среднее количество ссылок с других страниц (в том числе по результатам выдачи с других поисковых систем), средний тИЦ (тематический индекс цитирования; подробности в главе 6). Иногда обращаются и к другим параметрам — количеству страниц в Сети, содержащих данный поисковый запрос, в том числе с точной формулировкой запроса (вплоть до кавычек, тире и т.д.).

Только после тщательного анализа полученных результатов и сравнения их с текущей позицией сайта в сети возможна оптимизация по популярному запросу с высокой конкуренцией.

Низкочастотные запросы

Среднечастотные и низкочастотные запросы представляют собой весьма непопулярную группу запросов, которые, как правило, начинаются с третьей-четвертой строчки на листе статистики Яндекса или Рамблера. Для оптимизаторов эти типы запросов ценны тем, что в большинстве случаев они будут целевыми запросами, т.е. фактически указывают на какую-либо потребность представителя целевой аудитории. К среднечастотным и низкочастотным запросам в полной мере можно отнести покупательские сопутствующие запросы, которые указывают на получение какой-либо информации о товаре или услуге. В связи с низкой конкуренцией данные запросы могут быть внедрены в семантическое ядро сайта в большом количестве, но, разумеется, без ущерба для читаемости текста.

Однако не все низкочастотные запросы можно использовать. Некоторые сочетания слов в поисковой фразе могут содержать двойной смысл, скрытый для пользователя, но вполне очевидный окружающим и поисковой машине. Таковы запросы: «мойка купить» (автомойка или посудомойка?), «услуги дизайнера» и т.д. Здесь оптимизатору необходимо воспользоваться сервисами качественной статистики «Rambler-Ассоциации» и количественной Direct.Yandex.

Posted in Основы контентной оптимизации.