Взгляд со стороны: внешние факторы

Введение

Алгоритм действий любого поискового робота направлен на нахождение сайта, информационное наполнение которого в наибольшей степени соответствует запросу, заданному в строке поиска. Степень соответствия (релевантности) страницы сайта запросу, определяющая позицию сайта в выдаче результатов поиска, зависит от факторов, разделенных на две группы — внутренние и внешние.

Когда-то, когда сайтов в Сети было не так уж много, алгоритмы поиска были построены только на учете внутренних факторов. Поисковики просто «читали» страницы сайтов, оценивая соответствие текстового материала поисковому запросу. Самым простым мерилом соответствия было наличие в тексте того слова или словосочетания, с помощью которого пользователь формулировал свой запрос. Чем чаще в тексте встречается ключевое словосочетание, тем, по логике, большую информацию по запросу содержит страница.

Логично? Вполне. Однако, следуя данной логике, верхние позиции выдачи по любому запросу должны занимать сайты, наполненные низкокачественным SEO-текстом. Именно такой способ продвижения неизбежно изберет большая часть коммерческих структур, использующая Интернет как площадку для привлечения клиентов и повышения продаж своего продукта.

Внутренние факторы ранжирования стали динамическими, изменяющимися — на релевантность текста запросу можно влиять через оптимизацию текста и HTML-кода страницы. Именно поэтому перед разработчиками поисковых алгоритмов встала проблема ранжирования документов, релевантность которых текстовому запросу была практически одинаковой. Кроме того, необходимо было предотвратить возникновение большого количества сайтов с чисто «оптимизационным» наполнением, средний уровень достоверности и информативности которого был гораздо ниже приемлемого для пользователей. Возникла необходимость в учете дополнительных факторов оценки информационного наполнения ресурсов.

Так возникли «внешние факторы», определяющие релевантность страницы поисковому запросу. Сегодня внешние факторы подразделяются на статические (не зависящие от текста запроса) и динамические (зависящие от текста запроса).

К статическим внешним факторам относятся показатели авторитетности сайта, которые характеризуют «мнение» о сайте со стороны других Интернет-ресурсов. Понятие авторитетности пришло в Интернет из научной среды, где ценность той или иной публикации можно определить по признаку цитируемо¬ сти — тому, насколько часто ссылки на нее приводятся в других научных трудах. Чем чаще на публикацию ссылаются, чем чаще она цитируется, тем более ценным можно считать данное научное исследование. По тому же принципу определяется авторитетность сайта — чем больше сторонних Интернет-ресурсов на него ссылается, тем она выше.

Разовьем нашу аналогию дальше. Стороннее мнение о человеке будет тем весомее, чем более авторитетным является обладатель этого мнения. Чем выше признание научного деятеля, оценившего чью-то публикацию, тем большую ценность данная публикация должна иметь для аудитории.

Точно по такому же принципу стали различаться так называемые «сильные» и «слабые» ссылки. Сильная ссылка — ссылка, размещенная на странице с высоким авторитетом. Авторитет ссылающейся страницы определяется, в свою очередь, исходя из количества и силы ведущих на нее ссылок. Чем больше ссылок на ссылающейся странице, тем меньше вес каждой отдельной ссылки.

Таким образом, учтенные поисковиком ссылки на ресурс не просто суммируются — авторитетность напрямую зависит от авторитетности ресурса, поставившего ссылку на данный сайт.

Авторитетность сайта выражается в конкретных показателях, о которых мы подробнее расскажем ниже.

К динамическим внешним факторам относится принцип ссылочного ранжирования. В отличие от определения показателя цитируемости, для увеличения которого достаточно проставить множество простых ссылок на свой ресурс с других сайтов, принцип ссылочного ранжирования основан на учете исключительно текстовых ссылок.

Фактор учитывается следующим образом: оценивается влияние текстовой ссылки, поставленной на стороннем ресурсе, на релевантность страницы сайта поисковому запросу, содержащемуся в тексте ссылки. Принцип ссылочного ранжирования вступает в действие в тот момент, когда на одном сайте появляется текстовая ссылка на страницу другого сайта. Эта ссылка индексируется поисковой системой и начинает влиять на релевантность страницы по тому запросу, который включен в ссылку. Причем, это влияние сторонней ссылки с ключевым словом на релевантность страницы гораздо весомее, нежели влияние повтора того же ключевого слова в тексте страницы. С помощью расстановки на страницу какого-либо одного сайта множества ссылок с определенным ключевым словом этот сайт может быть выведен в топ выдачи поисковой системы, даже если в тексте самой страницы данного слова не присутствует вовсе.

Логика введения данного фактора была следующей: если один сайт с помощью текста ссылается на текст страницы другого сайта, это означает, что он рекомендует этот текст к прочтению. Очень высока вероятность того, что на второй странице найдется именно тот текст, который нужен пользователю. О подобной логике можно спорить, но, тем не менее, данный фактор сегодня является одним из наиболее весомых при определении релевантности и ранжировании сайтов поисковиком.

Чем более «авторитетна» страница, с которой поставлена текстовая ссылка на сайт, тем весомее воздействие внешних факторов. Кроме того, принцип ссылочного ранжирования работает и в случае, когда текстовые ссылки ставятся в пределах одного домена — с одной страницы сайта на другую.

Итак, можно сформулировать следующие основные принципы влияния внешних факторов на релевантность сайта.

1. Честные ссылки на сайт со сторонних ресурсов повышают его авторитетность.

2. Ссылка с большим весом сильнее влияет на авторитетность, чем ссылка с малым весом. Вес ссылки зависит от авторитетности ссылающегося сайта.

3. Внешняя ссылка на страницу сайта, в тексте которой содержится поисковый запрос, повышает релевантность страницы сайта этому запросу.

Posted in Основы контентной оптимизации.