Коммерция в Интернете: перезагрузка

Шесть миллионов человек в день. Каждый день. Это — аудитория русскоязычного сегмента Интернета, также называемого «Рунетом». О правомерности использования этого неологизма оставим судить филологам; нам же достаточно знать, что каждый день шесть миллионов человек включают компьютеры, открывают браузеры и отправляются в путешествие по «кириллическому» киберпространству.

Впрочем, цифра «шесть» здесь условна. Она была верной (да и то — относительно верной) где-то на ноябрь 2005 года. Сейчас, когда вы читаете эти строки, вы можете подставить на ее место любое привлекательное значение — восемь, или десять, или двенадцать. Главное — что не меньше шести. Потому что количество постоянных пользователей Интернета растет во всех уголках мира, невзирая на экономическое положение в стране, на войны, мор и глад. Меняется только динамика роста. Тенденция сохраняется.

Здесь, кстати, необходимо сказать большое спасибо за то, что «мировая культура доходит до нас с большим запозданием». Стремительный рост постоянных пользователей Интернета, превращение Всемирной сети из сферы общения компьютерных фанатиков в публичное место — процесс, который для большинства экономически развитых регионов уже в прошлом. И нельзя сказать, что они пережили его безболезненно.

У нас — «Рунет», у них — «дотком». Два неологизма с такой разной судьбой. Все помнят, какие деньги хлынули в коммерческий сегмент англоязычного Интернета («дотком» или, чтобы было яснее, «.com») в середине 1990-х годов. Для того чтобы получить инвестиции, исчисляемые сотнями тысяч долларов, не нужно было даже бизнес-плана! Сам факт наличия Интернет-проекта автоматически позволял рассчитывать на серьезные вложения.

Не прошло и четырех лет, как мыльный пузырь «доткома» лопнул. Для внимательных людей неожиданностью это не стало: все знали, что во Всемирной сети можно найти огромное количество потенциальных потребителей, но как преобразовать их потенциальную потребительскую энергию в кинетическую, как, попросту говоря, получить изо всего этого деньги, не знал никто. Результат — безвременная гибель множества интересных, но не сулящих незамедлительных доходов Интернет-проектов, и «ядерная зима» англоязычного Интернета, затянувшаяся на несколько лет.

Лишь где-то к 2002 году «дотком» начал набирать прежние обороты — но теперь уже не за счет энтузиазма благодушных инвесторов, а за счет реализации собственного потенциала. Для того чтобы делать из аудитории деньги, лидерам англоязычного Интернет-рынка пришлось пройти через катастрофическое падение.

И нам это, конечно, только на руку. У коммерсантов, выходящих на русскоязычный Интернет-рынок, есть прекрасная возможность воспользоваться опытом зарубежных предшественников, избежать грубых ошибок, взять на вооружение самые эффективные наработки. Иными словами, плацдарм уже подготовлен. Остается только развивать наступление на рынок.

Это как в преферансе: на руках отличный расклад, и все, что нужно для успеха, — грамотно разыграть карты.

Posted in Основы контентной оптимизации.